Гурченко Людмила Марківна (1935–2011) — радянська акторка та співачка, народна артистка СРСР.
Народилась у Харкові. Восени 1944 року склала іспити до музичної школи ім. Бетховена в «клас охорони дитячого голосу». З 1944 по 1952 рік навчалась у ДМШ № 1 ім. Л.Бетховена (сольний спів, клас викладача М.В.Тафт).
Л.М.Гурченко. Аплодисменты (отрывок из книги)
Музыкальная школа.
Осенью 1944 года в моей жизни произошло знаменательное событие — я поступила в музыкальную школу имени Бетховена.
Папа прислал посылку, в ней «для дочурки» юбочка в складку со шлейками, блестящая крепсатиновая кофточка, рукава фонариком. Мама на меня все это надела, а на голове завязала огромный белый бант. Такую нарядную и привели меня на экзамен в музыкальную школу.
Когда мы появились, в коридоре уже было много детей с родителями. Мы заняли очередь, и я стала изучать детей, гадая, кто на что способен. Прозвенел колокольчик, и нас впустили в экзаменационный зал. За большим столом сидели учителя во главе с директором школы Николаем Алексеевичем Хлебниковым (у автора ошибочно написано Николаевичем). Набирались классы по фортепиано и класс «по охране детского голоса». В него-то я и поступила.
На экзамене дети должны были:
1. Что-нибудь спеть.
2. Повторить музыкальную фразу, которую играли на рояле.
3. Отбить в ладоши предлагаемый ритм.
Вот и все. А я так нервничала!
Но что дети пели! — и «В лесу родилась елочка», и «Мы едем, едем, едем в далекие края». А некоторые были такие стеснительные и зажатые, что из них чуть ли не клещами вытягивали «Чижика-пыжика». Я ждала своей очереди. Меня бил озноб от нетерпения и возмущения. Как можно петь такую чушь? Ведь это поют в три года. Есть столько прекрасных сложных песен. В девять лет их пора бы уже знать. Мы с мамой подошли к роялю.
— Что ты нам споешь, девочка?
— А что пожелаете. Могу спеть патриотическую, могу лирическую, о любви — какую скажете. Могу исполнить песню с жестикуляцией…
— С чем?
— С жестикуляцией.
Все оживились.
— Ну-ка, ну-ка, интересно, интересно…
Я откашлялась, как это делают профессиональные певицы, и запела «Про Витю Черевичкина».
Учителя рыдали от смеха, глядя на мою «жестикуляцию».
А я ни на кого не смотрела, «дула свое». А потом, не дав им опомниться, запела самую взрослую песню — «Встретились мы в баре ресторана»: «Где же ты теперь, моя Татьяна, моя любовь и наши прежние мечты…»
В музыкальную школу меня приняли безоговорочно. Экзамен прошел на «ура!»…
Моим педагогом по пению была Матильда Владимировна Тафт. Училась я у нее легко, с удовольствием. Она первая занялась моим воспитанием, моей речью, заставляла меня читать. В начале урока я рассказывала прочитанное своими словами. Два года наш урок по пению всегда начинался с этого. Мне стоило огромных усилий и напряжения следить за своей речью, чтобы не проскользнули лишние словечки – «словесный мусор».
Матильда Владимировна говорила, что песни я пеку «как блины». Дважды она мне никогда ничего не повторяла. Я с ходу запоминала интонацию, краски, дыхание. И еще мы боролись с моей шепелявостью.
А вот по теории музыки дело у меня шло очень плохо. Во-первых, я долго учила ноты. Тут я точно пошла в папу! Тупо смотрела на доску с интервалами, на бемоли, диезы, ключи… Было ужасно скучно. Я совсем не понимала, как писать диктант нотами. Как это нотами записать мелодию? Да я лучше пропою эту мелодию!
В музыкальной школе меня держали за отличную успеваемость по основному предмету. И дирекции пришлось закрыть глаза на мои «хвосты». Зато, как только концерт или ответственное выступление… «У нас есть замечательная ученица, наша лучшая ученица, она обязательно у вас выступит».
«Просветления» у меня происходили всегда внезапно. Однажды вдруг наступила ясность, как писать нотный диктант. Чтобы проверить себя, я пошла на занятие по теории музыки. Педагог уже давно не видела меня на уроках и была удивлена моим появлением. Я написала диктант. Одна неточность, все остальное правильно! Как же я была довольна! Сообразила! Значит, не болван. Но скоро опять остыла, забросила теорию, до гармонии так и не дошла. Сейчас очень жалею об этом.
В 1953 році після закінчення загальноосвітньої та музичної шкіл, Людмила Гурченко поїхала до Москви та вступила до Всеросійського державного інституту кінематографії.
В 1956 році отримала першу головну роль у кінофільмі Ельдара Рязанова «Карнавальна ніч». Режисер згадував: «Талія у Гурченко була тонкою до неправдоподібності. А темперамент бив у всі барабани».
Зйомки фільму тривали всього п’ять місяців, а «Пісенька про п’ять хвилин» вмить облетіла країну. Л.Гурченко зарекомендувала себе як актриса з яскравими вокально-естрадними даними.
Успіх фільму зробив Гурченко мегазіркою за один день. Проте подальша акторська доля Людмили складалася не просто. Нову популярність вона здобула тільки в 70-х роках ХХ сторіччя.
В період з 1956 по 2010 роки Л.Гурченко знялася більш ніж у 80 кіно- та телефільмах.
У 1999 році Л.Гурченко було присвоєне звання «Почесний громадянин міста Харкова».
Померла Людмила Марківна 30 березня 2011 року в Москві.